Е.В.Гений (e_w_genij) wrote,
Е.В.Гений
e_w_genij

Юбилейное (часть 2)

Итак, продолжаю серию статей, посвящённых 60-летию запуска городского автобусного сообщения в Сарове. И сегодня я расскажу о маршрутах.

Сначала, как пишет Куличков, в городе было 5 маршрутов: 1, 2, 3, 3А, 4, – потом сеть расширялась. В настоящее время городская маршрутная сеть насчитывает около полутора десятков «социальных» (где действуют разного рода проездные) маршрутов, обслуживаемых МУП «Горавтотранс»: 1/1А, 2/2А, 3, 4/4А, 5С, 6, 7, 8, 9, 10С, 11, 13, 16/16А, 19С, – и несколько коммерческих, где проезд – только за деньги: маршрутки 49Т и 52Т, коммерческие автобусы «Горавтотранса», дублирующие «социальные»: 2, 3, 4, 16.

Отправной точкой практически всех (за исключением трёх-четырёх) городских, а с начала 2000-х гг. – и междугородных маршрутов является автостанция «Тупиковая», расположенная между ж.-д. вокзалом и заводом №1 по адресу: Варламовская дорога, 3. Здание автостанции примечательно тем, что до реконструкции его, проведённой в середине 2000-х гг., в холле на стене была нарисована картина. Сейчас там сделана перепланировка, и картина или оказалась закрыта, или просто утрачена.



Также в здании находятся диспетчерская, около которой висят (несколько устаревшие) схемы маршрутов, прочие служебные помещения, а также касса по продаже билетов на междугородные автобусы МУП «Горавтотранс». Также одно время – не знаю, как сейчас – в соседнем окошке (как и в киоске на улице) можно было приобрести и билеты на городские автобусы.

Интересны принцип построения основных городских маршрутов и их нумерация. Так исторически сложилось, что из нынешних основных маршрутов три – кольцевые: у них нет ярко выраженной второй конечной, за которую условно приняты остановки «Стадион» (пр. Музрукова и ул. Зернова в сторону КПП-3), «Парк культуры и отдыха» (ул. Зернова в Старую часть), «Бани „Центральные“» (Московская ул.).

Нумерация кольцевых маршрутов, направленных в обе стороны, в разных городах различна. Встречные направления могут:
- не отличаться и иметь один номер: таковы трм 2 (Городское кольцо) в Нижнем-Новгороде (по случаю Великой стройки пока таковым не являющийся) и трм А в СПб;
- различаться по цветам номера: в одну сторону идёт «чёрный», в другую – «красный»: таковы в Москве трл Бч и Бк (Садовое кольцо), авт Вч и Вк (Текстильщики), 704ч и 704к (Орехово-Борисово), при этом «чёрные» номера считаются основными («красными» также обозначаются укороченные или отличающиеся варианты некольцевых маршрутов) и пишутся обычно без пояснений, а «красные», даже написанные красным, всегда дополняются буквой «к»;
- иметь разные номера, обычно соседние: авт 2 и 3 в Арзамасе, трм 6 и 7 в Нижнем-Новгороде (вокруг Сормово они идут навстречу друг другу).

У нас встречные направления различаются буквой «А» в номере: 1 и 1А, 2 и 2А, 4 и 4А. При этом, если 1 и 4 следуют против часовой стрелки, а 1А и 4А – по часовой, то ситуация с 2 и 2А – противоположная, отчего лично у меня постоянно возникает путаница с «двойками» =)

Когда я начал осознавать, что к чему, автобусная сеть уже не раз поменялась.
Конечно, есть неизменные с древнейших времён маршруты, в первую очередь, это маршрут 2/2А – Большое городское кольцо: за те 30 лет, сколько я осознанно езжу на городских автобусах, он не менялся вообще, не считая временных изменений по случаю ремонтов улиц или городских праздников.

Второй практически неизменный маршрут – 4/4А, идущий на «Аэродром» – в район аэропорта. Причём в будни автобусы издавна следовали прямо по пр. Музрукова, а в выходные – через Старую часть по маршрутам 1/1А и 2/2А.

Также в течение долгих лет не менялся маршрут 1/1А. Но в 1990-е гг. его начало сильно лихорадить: то его отменяли по выходным, то сделали немыслимые интервалы (в выходные – 60…100 минут, в то время как дублирующая его «четвёрка» ходит с интервалами 15…20 мин, что тоже многовато), то уже в 2008 г. его завернули к Пенсионному фонду и на ул. Курчатова, так что он стал практически полностью дублировать маршруты 3 и 4/4А.

С маршрутом 3 – своя история. Это – один из «линейных» маршрутов, имеющих ярко выраженные конечные. В старину он шёл по пр. Мира, Ленина, ул. Тольятти и Зернова, вроде бы, до КПП-3 (как и сейчас), но с 17 час его продлевали до Балыково, о чём сообщала табличка за лобовым стеклом. Так что его можно назвать скорее пригородным, нежели городским, как и «девятку», которая в Балыково ходила всегда, только она шла прямо с автостанции по пр. Музрукова и выходила на ул. Зернова у стадиона. По выходным он, как и авт 4, поворачивал с пр. Мира к «Дому со шпилем», потом шёл по авт 2 до пл. Ленина и далее – своей обычной трассой к КПП-3. В какой-то момент – уже в 1990-е – «тройку» закрыли, но через несколько лет снова запустили, проведя через ул. Курчатова.

В 1990-е гг. туда же в Балыково был пущен «скоростной» маршрут 19С, повторявший авт 2/2А, но пропускавший остановки «Школа №20» (в обе стороны), «Детская школа искусств» (к автостанции; к тому времени остановку в сторону Балыково отменили) и «Дворец пионеров» (к автостанции). Но совсем недавно, года два назад ему ввели все остановки, превратив из скоростного в обычный (индекс «С» при этом сохраняется), изменили график на какой-то неудобоваримый (стал ходить как-то редко и непонятно), а в начале 2012 г. пустили через ул. Курчатова, как и авт 3, чем только ухудшили условия проезда для жителей Старой части. Я указывал на это главе Администрации города, но мне ответили, что авт 9 призван обслуживать жителей пос. Балыково, а авт 19С – огородников. Как в Администрации представляют себе разделение функций между автобусами, идущими одной и той же трассой, да ещё и с таким расписанием, мне непонятно.

В прошлом существовал маршрут 3А, но я его не застал, потому не знаю, как он ходил. Возможно, это был удлинённый в Балыково или, наоборот, укороченный до КПП-3. Как-то раз в упоминавшемся ЛАЗ-695Н, следовавшем по маршруту 3, я видел на обратной стороне квадратного номера, вставленного в форточку окна, надпись «3А».

В 1990-е гг. по ту сторону КПП, «за зоной», стали возникать стихийные рынки, где торговали продуктами (как со своих участков, так и фабричными) и промтоварами.
Самым большим был рынок за КПП-3 как самым популярным и доступным. Со временем его сместили ближе к реке, а потом и вовсе отгрохали рынок в п. Цыгановка. Туда, наряду с маршрутками (микроавтобусы были в основном «ГАЗели» разной степени сохранности, но бы там и истрёпанный «рафик») в 1998 г. был пущен городской, а по факту – пригородный маршрут, получивший номер 13.

Самый большой номер из именно городских имеет маршрут 16/16А, следующий с автостанции по пр. Музрукова в Новый район и объезжающий его вокруг.

В 1992 г. на страну свалился капитализм «рынок», и все ударились в коммерцию. Не обошла эта напасть и пассажирские перевозки: появились «коммерческие» маршруты. Помню, в том самом 1992 г. ездил ЛАЗ-699Р «Турист» с табличкой «Коммерческий». Я его видел на остановке «Дом со шпилем» на пр. Ленина в сторону пл. Ленина. Просуществовал он недолго.

Тогда же, в 1990-е был введён маршрут «Школьный», возивший учеников из Нового района в школы Старой части, главным образом, №2, 15, 3.
Под него выделили выкрашенный в невразумительный желтоватый цвет ЛАЗ-695Н (или даже парочку). Т.к. я к тому времени уже не был школьником, а если бы и был, то мне он всё равно был бы без надобности, то не пользовался им и не знаю, на каких условиях там был проезд. Поговаривают, что проезд был бесплатным, и даже были скандалы, в т.ч. в газетах, потому что там, помимо школьников, катались и вполне себе взрослые люди – на работу ездили.

В 2000 г. в городе появились первые маршрутные такси.
Начиналось всё, если не ошибаюсь, с конторы под названием «Стрела-авто» (ныне, как я понимаю, уже не существующей), к которой потом добавились ещё фирмы.
Тогда опробовали несколько трасс, из которых выжила только 52Т (Т52), проходящая от Комсомольской пл. (Бассейн) по маршрутам 2 и 3 до КПП-3.
Много позже, во второй половине 2000-х появился довольно востребованный маршрут 49Т – дубль авт 19С до Балыково.
Также появились «коммерческие» дубли обычных маршрутов – 2, 3, 4, 46 (дубль авт 16).


А теперь я расскажу вам о маршрутах, которые, в своё время исчезнув, в новейшее время возродились, полностью поменяв трассу и даже сущность.

Многие и вас, проходя по ул. Гагарина, замечали напротив Дома учителя м бывшей шк. №10 асфальтированные площадки с ведущими к ним (на нечётной стороне) ступеньками. Это – не что иное, как бывшие автобусные остановки. Я их заметил году, наверное, в 1981, когда уже осознанно ходил – именно ходил – с родителями на демонстрации. Тогда на тех, что идут по нечётной стороне, ещё сохранялись столбы от указателей. На мой вопрос, что здесь ходило, они мне ответили: «Шестёрка». Как пролегал её маршрут, не знаю, но помнится, однажды промелькнули кадры кинохроники, где ЗиС-155 едет по тогдашней Боровой ул., в 1961 г. ставшей ул. Гагарина.

В середине 1990-х гг. маршрут 6 возродился: его запустили от пл. Ленина (от остановки за ДК) до с/о «Союз». Правда, он настолько «частоходящий», что я его ни разу, кажется, не видел =)

Другой исчезнувший маршрут – авт 8. Трасса его пролегала по пр. Мира, пр. Ленина и ул. Духова к площадке 21.
Закрыт он был чуть ли не в конце 1980-х.
В конце 1990-х его запустили от автостанции по пр. Музрукова и далее вокруг Нового района. Если я правильно понял, работает он в утренний «час-пик».

Был до конца 1980-х ещё один маршрут – авт 10.
Он точно пролегал по ул. Чапаева, пр. Ленина и пр. Мира. До ул. Чапаева, скорее всего, повторял авт 1 и 2 (просто в той части я на нём не ездил). Помню, ещё первоклассником (1984–85 гг.), когда лень было идти одну остановку (через площадь!) пешком, я приезжал на автобусе – «двойке» в исполнении или ЛиАЗ-677, или ЛАЗ-695Н. Но они оба – и «двойка», и «десятка» – выруливали с ул. Чапаева и я пару раз ошибочно садился в авт 10… и уезжал на пр. Мира к Библиотеке им. Маяковского вместо «Дружбы» =)
После примерно 10-и лет забвения он возродился как авт 10С, вроде бы, в с/о «Союз». Но он мне тоже редко попадается.

И здесь же.
В конце 1980-х гг. рядом с с/о «Союз» была построена ж.-д. пл. Протяжное и туда был пущен поезд – вагона четыре, не больше. Правда, просуществовал он недолго, а вот по платформе я ходил ещё в 1994 г., а то и позже. К 2000-м гг. её снесли – сейчас о ней напоминают только ямки на месте опор да остатки асфальтированной дорожки.

Где-то в 1986–87 гг. существовали маршруты 11 и 12 – первые маршруты с номерами больше 10. Следовали они, вроде бы, из Нового района на Протяжку, но я в этом не уверен.

Уже в 2000-е маршрут 11 снова появился – от автостанции на север города, в ТИЗ. Правда, ходит он с дикими интервалами – 2 часа! Раньше он шёл по прямой: пр. Музрукова – Московская ул. – ТИЗ, – но после застройки Раменской ул. его завернули и туда.


А ещё до самых 1990-х гг. были два особенных маршрута: 5 и 7.
Это были спецмаршруты, которые ходили на заводы №3 и 2 соответственно.
Как ходила «пятёрка», на которой ездила моя тётя, точно не скажу, а вот «семёрка», на которой моя мама ездила, шла точно от пл. Ленина (от остановки за ДК) по пр. Мира и Музрукова, через переезд – и в сторону завода по дороге на КПП-5.
Уже в 1990-е у ВНИИЭФ образовались маршруты 3xx, заменившие спецмаршруты.

Тогда же на «третий завод» ходил поезд, на котором народ неплохо ездил. Но к началу 1990-х гг. он скончался.

Но «пятёрка» и «семёрка» не впали в небытие.

Маршрут 5, превратившись в 5С, теперь возит горожан в с/о «Союз», заменив собой, как я понимаю, безномерной маршрут туда.

Маршрут 7 снова возник в середине 1990-х.
Одно время он чередовался по сезонам с маршрутом 8, позже логику в их применении я потерял, потому что вижу то один, то другой.

В заключение приведу две карты города с маршрутами.

Первая – самая первая карта маршрутов (не считая карты на ост. «Библиотека имени В. В. Маяковского», о которой я скажу позже), вышедшая в 1998 г.



Вторая – самая свежая, 2010 г., являющаяся приложением к книге о городе (ну не помню я название, а посмотреть не могу).



В 2011 г. тестировались авт 21 из Нового района к площадке 21 по утрам и маршрут без номера, планировавшийся как «компенсация» укорачиваемого до КПП-1 поезда из Москвы: 1 (один) автобус на 10 вагонов, – но дальше испытаний дело не пошло. Поезд пока не трогают.

Конечно, здесь приведён далеко не полный обзор маршрутной сети – только то, что я сам видел, обкатывал или о чём слышал. Лучше бы, конечно, иметь на руках соответствующие документы, но оные пока для меня недоступны.

В следующей серии я попробую дать обзор истории остановок.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments